Публичный доклад
специального (коррекционного) бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
г. Мурманска
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната №1
Основные направления, содержание и формы деятельности педагогического коллектива регламентируются нормативными документами:
-
Законом РФ «Об образовании»;
-
Типовым положением о работе специальных (коррекционных) школ VIII вида;
-
Уставом школы;
-
Образовательной программой школы на 2011-2013 учебные годы;
-
Нормативными документами органов управления образованием;
-
Учебным планом школы на 2011/2012учебный год;
-
Локальными актами школы.
Проблемы обучения и воспитания, из чисто педагогических по существу, стали социальными.
1. Общие сведения об образовательном учреждении
1. Полное наименование ОУ в соответствии с Уставом: Муниципальное специальное (коррекционное) бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
г. Мурманска специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1
2. Тип ОУ: общеобразовательная специальная (коррекционная)
3. Вид ОУ: VIII вида
4. Юридический адрес:
почтовый индекс: 183031
район:
населенный пункт: г. Мурманск
улица: Калинина
дом: 36
телефон/факс: (8-815) 31-65-7
Е-mail:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
5. Образовательный процесс ведется по двум фактическим адресам:
1 корпус-183031, г. Мурманск, ул. Калинина, 36;
2 корпус-183035, г. Мурманск, ул. Чумбарова-Лучинского, 3.
2. Краткая справка об истории учреждения
Муниципальное специальное (коррекционное) бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Мурманска специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1, именуемая в дальнейшем «Учреждение», является общеобразовательным учреждением (приказ № 302 от 29.03.2007г.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1, именуемая в дальнейшем «Учреждение», является общеобразовательным учреждением (приказ № 490 от 23 ноября 2000 г.) в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом «Об образовании». Учреждение было создано на базе муниципальной специальной (коррекционной) школы-интерната №1 8 вида. Муниципальная специальная (коррекционная) школа-интернат №1 8 вида создана приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 160 от 25.05.1999г. на базе вспомогательной школы-интерната №1 для умственно отсталых детей. Вспомогательная школа-интернат №1 для умственно отсталых детей создана 01.09.1959г. на базе вспомогательной семилетней школы №11 решением Исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся 02.04.1959 г., протокол №2. Вспомогательная семилетняя школа № 11 создана на базе начальной вспомогательной школы 25.08.1953 г. решением Исполнительного комитета Мурманского городского совета депутатов трудящихся горисполкома от 24 августа 1953 года, протокол № 18.
В 2005 году в школе-интернате произошла реорганизация путем присоединения к ней ДОУ №71. В настоящее время в школе-интернате обучаются дети с глубокой умственной отсталостью, с нарушениями ОДА, с множественными нарушениями.
3.Реализуемые программы
1 Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной.
2 Программа подготовительно и 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Авторы Айдарбекова А. и др.
3 Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы Воронкова В.В. др
4 Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы Мирский С.Л. и др.
5 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с глубокой умственной отсталостью.
6 Содержание, воспитание и социальная адаптация воспитанников/
7 Программы дополнительного образования детей следующих направленностей:
- физкультурно-спортивная;
- художественно-эстетическая;
- социально-педагогическая;
- эколого-биологическая;
- туристско-краеведческая.
На текущий учебный год определен круг задач:
1. Изучение и использование современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.
2.Создание условий для гуманистического формирования личности в процессе ее самореализации, воспитания и саморазвития.
3. Создание в школе атмосферы всеобщего уважения, доброты, интереса, терпимости, поощрения всякого успеха, условий для творчества, саморазвития, коллективного и индивидуального продвижения вперед.
4. Изучение индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся и педагогических систем с целью обеспечения комфортности образовательной среды и сохранения здоровьесберегающей среды путем обеспечения непрерывности образования педагогических кадров через систему повышения квалификации и самообразования.
5. Обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях.
6. Создание условий лоя внедрения современных коррекционно-реабилитационных технологий для обучающихся с множественнми нарушениями рахвития.
В учебно-воспитательном процессе школы-интерната выделены блоки деятельности:
-
образовательный процесс,
-
системы коррекционно-воспитательной работы,
-
лечебно-оздоровительная деятельность,
-
психологическая поддержка,
-
социальная защита детей,
-
трудовое обучение.
Основой организации учебного процесса в учреждениях является личностно-развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития.
Педагогический коллектив отчетливо представляет, что ребенка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование личности ребенка: коммуникативного опыта сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, креативных умений в доступных и разнообразных видах деятельности.
Коррекционная работа в специальной коррекционной школе-интернате имеет непрерывный характер и проводится в течение всего учебно-воспитательного процесса. Типовой учебный план включает особый курс психомоторного развития для младших классов, логопедические занятия, часы ритмики, ЛФК.
Коррекционная работа в школе-интернате отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида: обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным технологиям обучения детей с проблемами развития, обеспечивает дифференцированный подход с учетом темпа, особенностей развития учащихся.
Основная задача работы с тяжело умственными детьми в период их пребывания в интернате заключается в том, чтобы
-
всемерно способствовать развитию сохранных у них возможностей,
-
обеспечить выработку необходимых навыков и привычек,
-
формировать определенные обслуживающие и трудовые навыки.
В группах силами специалистов ведется работа над развитием их познавательных возможностей в области восприятия и узнавания предметов окружающей действительности, т.к. кругозор детей крайне узок, ограничен рамками семьи, дома.
Главным показателем работы в группах детей со сложной структурой дефекта является то, что у детей появилось желание посещать интернат, находиться в коллективе детей, посильно принимать помощь специалистов, принимать участие в коллективных мероприятиях.
Общешкольной задачей трудового обучения в школе-интернате является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика.
Трудовое обучение в интернате осуществляется в системе общепедагогических и специальных коррекционных задач с учетом степени сопутствующих дефектов учащихся
Трудовое обучение в учреждениях ведется с 5-го по 11 классы. Учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей, в том числе:
швейная мастерская - 2,
столярная мастерская - 2,
кабинет СБО – 2
Уровень знаний, умений, навыков у учащихся в основном сформирован правильно и соответствует уровню требований базовой программы по видам трудового обучения. Воспитанники самостоятельно ориентируются в задании, владеют навыками работы контрольными и разметочными инструментами, подбирают необходимый для работы инструмент, правильно им пользуются, без нарушений ТБ.
Школьные мастерские оказывают помощь в оформлении интерьера интерната. Изделия учащихся по всем направлениям трудовой деятельности ежегодно демонстрируются на выставках-ярмарках, отмечаются Дипломами, Грамотами, подарками.
После окончания школы выпускники интерната продолжают обучение в прфессионалных лицеях и вечерней школе где отмечается хороший уровень их воспитанности, социальной адаптации
В школе-интернате традиционно работает 5 методических объединений:
Планирование работы методического объединения строится на основе анализа учебно-воспитательного процесса и в соответствии с тематикой педсоветов на текущий учебный год. Единая методическая тема школы проходит через педсоветы, методические объединения, темы по самообразованию педагогов.
Задачи методических объединений:
-
научно-теоретическое и методическое совершенствование работы учителя по предмету;
-
обобщение и распространение опыта работы;
-
оказание методической помощи молодым специалистам;
-
оказание помощи в организации и содержании внеурочной работы учителя.
На заседаниях методических объединений обсуждаются пути изучения личностных особенностей школьников, структуры их дефекта, с целью оказания им педагогической поддержки, внедрение инновационных технологий, обеспечивающих более высокий уровень обучения, вопросы совершенствования коррекционной работы. Все педагоги участвуют в обобщении, распространении своего педагогического опыта и мастерства путём докладов, выступлений на семинарах, конференциях.
Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив стабильный, имеет достаточно высокий профессиональный уровень, квалификацию, опыт работы.
Коллектив школы – коллектив единомышленников, способных выпускать учащихся из образовательного учреждения подготовленных к самостоятельной трудовой жизни, достаточно социализированных, умеющих, с учетом возможностей каждого, определиться в жизни.
В целом педагогический потенциал школы хороший. Оптимизации УВП способствует, что 83,6% учителей и воспитателей имеют высшую, первую и вторую квалификационную категорию. Практически все педагоги уделяют огромное внимание самообразованию, знакомятся с новыми достижениями ППО, приобретают и изучают новинки специальной и учебной литературы, разрабатывают и применяют в своей практике разнообразные формы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Самообразование и курсы повышения квалификации прямо влияют на уровень преподавательской работы. Учителя знают и учитывают в своей работе особенности развития учащихся с умственной отсталостью, на уроках используют разнообразные памятки, схемы, карточки, алгоритмы решения задач, построение чертежей и т. д., что способствует соблюдению коррекционных принципов в работе со всеми обучающимися (развитие и коррекция ВПФ, продуктивность обработки информации, динамичность восприятия, развитие творческой активности учащихся в учебном процессе и т.д.).
Всего педагогических работников:62
Из всего педагогического состава имеют:
высшее образование - 51 (82,2%)
в т.ч. педагогическое - 50 (80,6%)
среднее специальное- 10 (16,1%)
в т.ч. педагогическое - 8 (12,9%)
Стаж работы :
менее 2-х лет- 3 человека,
от 2 до 5 лет-3 человека,
от 5 до10 лет -6 человек,
от10 до 20 лет- 11 человек,
более 20 лет-39 человек
ка
Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательными процессами. Аттестация является комплексной оценкой уровня квалификации и педагогического профессионализма педагогов. В школе еще есть потенциал хорошо работающих учителей, которые в дальнейшей своей работе могут повысить свою квалификационную категорию.
Из всего педагогического состава имеют:
высшую квалификационную категорию - 11 (17,7%)
первую квалификационную категорию – 27 (43,5%)
вторую квалификационную категорию – 6 (9,6%)
|
Анализ воспитательной работы в МСКБОУ г. Мурманска СКОШИ №1
за 2011 -2012 учебный год.
Воспитательная работа в 2011-2012 учебном году велась в соответствии с общешкольным планом, и основной целью, стоящей перед школой : это - создание оптимальных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Поставленную цель коллектив воспитателей решал с помощью следующих задач:
1. Организацию и проведение воспитательных мероприятий осуществлять исходя из интересов, индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся.
2. Скорректировать систему воспитательной работы, исходя из принципов сохранения и укрепления здоровья учащихся.
3. Обеспечивать реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости воспитательных мероприятий.
4. Стимулировать творческие способности учащихся во всех аспектах воспитательной работы.
Решение данных задач осуществлялось по ряду важнейших направлений:
Направление
деятельности
|
Задачи
|
Формы и методы воспитательной работы
|
1. Трудовое воспитание.
|
Воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни. Развитие потребности в творческом труде. Развитие навыков самообслуживания.
|
1. Организация дежурства по столовой, по школе, по уборке классных помещений, спален.
2. Участие в субботниках.
|
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
|
Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни. Воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы, края.
|
1. «День знаний», «Государственные символы. Герб. Флаг. Гимн.», «Последний звонок».
2. «Митинг памяти» (май)
3. Урок Мужества (октябрь, май)
4. Неделя правовых знаний (ноябрь).
5. Экскурсии по городу, по Кольскому краю, в музеи( в течение года).
|
3. Духовно-нравственное воспитание
|
Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения. Развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства.
|
1. День учителя (октябрь).
2. Масленица (март).
3. День рождение школы (февраль).
4. Праздник «Водители и пешеходы» (сентябрь, октябрь, май).
5. День толерантности (ноябрь).
|
4. Спортивно-оздоровительное воспитание.
|
Развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни, формирование рациональной организации учебного процесса труда и отдыха.
|
1. Общешкольные спортивные соревнования (в течение года), «Весёлые старты» (в течение года).
2. Дни здоровья (сентябрь)
3. Акция «Мы за здоровый образ жизни!» (декабрь)
4. Участие в соревнованиях различных уровней (в течение года).
5. Посещение Мурманской тропической купальни «Огни Мурманска»(ежемесячно).
6. Тур выходного дня (сентябрь).
|
5. Эстетическое воспитание.
|
Развитие индивидуальных задатков и способностей. Развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном.
|
1. Выставки рисунков (в течение года)
2. Новогодние праздники
3. Праздничные концерты к 8 Марта
4. Посещение Мурманской областной детско-юношеской библиотеки (ежемесячно).
5. Посещение концертных программ в ГАОУ МОДОД «МОЦ ДОД «Лапландия» ( в течение года).
6. Участие в конкурсах различных уровней.
|
7. Экологическое воспитание.
|
Воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства необходимости беречь и защищать ее.
|
1. Участие в городских субботниках по уборке территории пришкольного участка (весна).
2. Мероприятия по противопожарной безопасности (апрель, май).
|
Выбранные педагогами основные направления деятельности актуальны, соответствуют поставленным задачам, позволяют добиться хороших результатов в воспитании. Результаты индивидуальной работы с воспитанниками педагоги записывают в Дневники наблюдения, где отмечают изменения, которые произошли с ребенком, указывают проблемы, требующие коррекционно - воспитательной работы.
Основной формой работы с детьми являются коллективно - творческие дела. Основу коллективной деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская в День знаний, праздничный концерт «Мы любим вас, учителя», новогоднее представление, праздник к Дню рождения школы, праздник Масленицы, весенний праздник «Милым дамам», торжественная линейка «Этот праздник со слезами на глазах», традиционный праздник «Последнего звонка». При подготовке к празднику каждому участнику предоставляется возможность определить для себя дело, характер своего участия и ответственности. КТД имеет огромное влияние как на личность каждого человека, на группу, класс, так и на весь большой коллектив школы – интерната. При подготовке и проведении общешкольных дел идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности воспитанника. При проведении традиционных школьных мероприятий у учащихся формируются организаторские навыки, создаются условия для сплочения коллектива взрослых и детей, расширяются возможности совместной деятельности. Содержание общешкольных дел направлено на самореализацию и развитие способностей учащихся, создание творческой атмосферы, формирование у детей общечеловеческих ценностей. Мероприятия охватывают различные направления воспитательной деятельности, используются различные формы и методы работы. Положено начало добрым школьным традициям.
Большое значение для учащихся школы-интерната имеет изучение ПДД и ППБ. Данная работа в этих направлениях велась под руководством Каримовой Н.Д.
Работа по привитию учащимся ПДД в школе ведется согласно плану работы на год по безопасности дорожного движения и решает задачи:
1. Изучение ПДД учащимися 1 – 9 классов.
2. Соблюдение ПДД на улицах и дорогах.
В течение всего учебного года проводилась систематическая и целенаправленная работа, которая выражалась в следующем:
1. В октябре и мае в школе проведены различные внеклассные мероприятия по пропаганде знаний ПДД среди учащихся школы.
2. Эффективность обучения и воспитания школьников невозможна без иллюстрированного материала, наглядных пособий. В школе в течение всего учебного года работал «Уголок безопасности», где в доступной форме ведется пропаганда ПДД среди учащихся и их родителей.
3. Воспитателями и классными руководителями велась индивидуальная работа с нарушителями ПДД: беседы по ПДД.
4. Проведены классные родительские собрания по ПДД.
5. Для 5-7 классов проводились конкурсы, викторины: о транспорте, о дорожных знаках.
6. С детьми 1 – 5 классов проводились беседы по ПДД в специально оборудованном кабинете: история происхождения светофора, ПДД для велосипедиста, конкурс загадок, разбор дорожных ситуаций.
7. Во время экскурсий в различные участки города была проведена практическая работа по отработке ПДД: переход улицы по пешеходному переходу.
8. Каждый месяц профилактическая работа по ПДД ведется воспитателями с записью в журнал.
Основной целью воспитательной работы по ППБ заключалась в пропаганде информационного материала, знаний и правил ПБ.
Работа велась согласно планам и была нацелена на:
1. Изучение правил ПБ.
2. Воспитание уважения к профессии пожарных, уточнение и закрепление знаний детей о значимости данной профессии.
3. Ознакомление с обязанностями и ответственностью граждан за нарушения ППБ.
Вся работа по пожарной безопасности была направлена на выработку ЗУН безопасного поведения во время пожара и в подобных ситуациях. В течение учебного года проводилась систематическая и целенаправленная работа в соответствии с планом.
«Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем». Эта мысль на протяжении всего периода проживания воспитанников в школе-интернате является основной и проявляется в каждом мероприятии, в каждом режимном моменте.
Воспитательный и образовательный процесс в школе строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Наличие в школе целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации вопросов здоровьесбережения.
Педагоги школы ставят при проведении уроков, занятий цели и задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получают положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры, организованы посещения Тропической купальни. Воспитателями организуются прогулки на свежем воздухе. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутри школьном учете: беседы, работа со специалистами. Воспитателями спланирована работа на занятиях по формированию здорового образа жизни воспитанников. Медицинским персоналом по плану осуществляется диспансеризация учащихся, по необходимости проводятся прививки и витаминизация.
Развитие творческих способностей детей осуществляется через работу факультативов, кружков. Участие в кружковой деятельности решает целый «веер» педагогических задач: происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят. Занятия в кружках несут большую развивающую направленность. Детям предоставляется возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Все воспитанники охвачены кружковой работой.
Система дополнительного образования расширяет и дополняет базовый учебный план школы, помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого ученика, удовлетворяет его потребности в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых ему в дальнейшей жизни, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих возможностей учащихся. Занятость воспитанников кружковой деятельностью делает жизнь полной, интересной; удовлетворяет их потребность в активной деятельности, в общении.
Кружки
|
Направление
|
Количество детей, занимающихся в кружке
|
% от общего количества детей
|
Ансамблевое пение
|
Художественно-эстетическое
|
31
|
31%
|
Начальное техническое моделирование
|
39
|
39%
|
Школа занимательных наук
|
23
|
23%
none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1.0pt;
39%
|
Школа занимательных наук |
23 |
Хозяюшка
|
Социально -педагогическое
|
20
|
20%
|
Спортивные секции и кружки
№ п/п
|
Название секции
|
Количество детей, занимающихся в секции
|
% от общего количества детей
|
1
|
«ОФП»
|
61
|
61%
|
2
|
«Легкая атлетика» ДЮСАШ№15
|
34
|
34%
|
3
|
Теннис
|
20
|
20%
|
4
|
Плавание
|
14
|
14%
|
5
|
Футбол ПУ№4
|
5
|
5%
|
Результатом дополнительной работы с воспитанниками школы – интерната стало успешное участие в районных и областных смотрах, конкурсах, городских акциях. Подготовка и участие в различных конкурсах позволяет обогащать личность воспитанника ценным социальным опытом, дает возможность каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задачи и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Спектр разнообразных конкурсов достаточно широк. Подготовка к таким мероприятиям вносит большой вклад в развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует коррекции эмоционально – волевой сферы, дает возможность ребенку реализовать свои потребности в социально – значимой, творческой деятельности.
Участие воспитанников школы - интерната в международных, в областных и городских конкурсах и соревнованиях.
Учебный год 2011/2012
|
Мероприятия
|
Результаты
|
Сентябрь-октябрь
|
Городской конкурс детского рисунка «Город будущего глазами будущего»
|
Участие
|
Октябрь
|
Открытое первенство города по легкой атлетике
|
Участие
|
Октябрь-ноябрь
|
Городской конкурс экологического плаката «Чистый город»
|
Диплом участника
|
Ноябрь
|
Городские соревнования по мини-футболу
|
Участие
|
Ноябрь-декабрь
|
Ноябрь-декабрь
|
Региональный конкурс на лучший антинаркотический рисунок «Здоровый позитив – 2011»
|
Участие
|
Декабрь
|
Региональный конкурс, посвященный государственной символике «Овеянные славою флаг наш и герб»
|
Участие
|
Декабрь
|
Городские соревнования «Спорт – это жизнь!»
|
Участие
|
Декабрь-февраль
|
Региональный конкурс методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения «Правила дорожные нам всем знать положено»
|
Диплом победителя
|
Февраль
|
Областные соревнования по лыжным гонкам и снегоступингу по программе «Специальная Олимпиада России»
|
I , II, III - места
|
Февраль
|
Евразийские зимние Игры Специальной Олимпиады по лыжным гонкам г.Астана
|
I, II - места
|
Февраль
|
Областные соревнования по лыжным гонкам по программе «Специальная Олимпиада России»
|
I , II, III - места
|
Март
|
Всероссийские соревнования по лыжным гонкам и снегоступингу по программе «Специальная Олимпиада России»
|
I , II, III, IV- места
|
Апрель
|
Городской фестиваль творчества детей с ОВЗ «Город мастеров»
|
Дипломы и сертификаты участников
|
Апрель
|
Городской конкурс «Возьмемся за руки друзья – спасем планету от огня!»
|
Дипломы и сертификаты участников
|
Март-апрель
|
Муниципальный тур регионального конкурса детских проектов, семейной фотографии «Кулинарное путешествие» программы «Разговор о правильном питании»
|
Дипломы лауреата, победителя детских проектов
|
Апрель-май
|
Областной конкурс детского творчества «Служба спасения 01»
|
I , III - места
|
Внешние связи нашей школы достаточно широки и разнообразны. В первую очередь школа-интернат тесно сотрудничает со многими учреждениями города, которые могут быть полезны ей в повышении уровня образования и воспитанности учащихся.
В этом ряду выделяются:
- ДЮСАШ №15
- ГАОУ МОДОД «МОЦ ДОД «Лапландия»
- Мурманская областная детско-юношеская библиотека
- Городская библиотека №5
- Мурманская тропическая купальня «Огни Мурманска»
- Областная филармония
- Краеведческий и Художественный музеи.
Одним из направлений деятельности школы – интерната является социально – правовая защита воспитанников, создание условий для успешной социализации в дальнейшей жизни. Координирует работу по социально – правовой защите социальный педагог.
Работа социального педагога по профилактике детской безнадзорности и семейного неблагополучия включает в себя основные задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Исходя из перечисленных задач, в школе проводятся следующие мероприятия:
- беседы с педагогами об особенностях семейного воспитания учащихся, выявление неблагополучных семей;
- составление списка неблагополучных семей, заполнение социальных паспортов;
- анализ посещаемости, успеваемости и занятости во второй половине дня учащихся «группы риска»;
- вовлечение в кружки и секции трудновоспитуемых детей и подростков;
- организация летнего труда и отдыха учащихся;
- посещение семей учащихся;
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся, родителей (законных представителей);
- совместная работа с наркологом, психиатром по своевременному лечению учащихся;
- проведение Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних (1 раз в месяц и по необходимости);
- защита прав и законных интересов воспитанников в различных инстанциях.
В школе собрана картотека учащихся, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних при отделе внутренних дел по Ленинскому муниципальному округу, на внутришкольном учете; картотека неблагополучных и многодетных семей. Классными руководителями, воспитателями составляются акты посещения семей учащихся, заполняются социальные паспорта.
Результаты работы классных руководителей, воспитателей рассматриваются на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и совместно вырабатывается программа действий в отношении каждого «трудного» учащегося.
Интеграцию усилий всех учителей и воспитателей в школе осуществляет классный руководитель. Показателем успешности совместной деятельности ученика и учителя становится повышение мотивации к обучению, где большую роль играют отношения педагогов и родителей.
Основной принцип работы с семьей - индивидуальный и дифференцированный подход. Вовлечь родителей в воспитательный процесс удается через конструктивные, действенные контакты с семьей. Актуальным остается педагогическое и психологическое просвещение родителей, так как многие родители имеют низкий статус воспитания и образования, к сожалению, этот показатель сегодня снижается: увеличилось количество неполных семей, неблагополучных, неработающих и с низким уровнем материального обеспечения, что влечет к трудностям совместной деятельности.
Особая роль в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья отводится подготовке и проведению классных и общешкольных родительских собраний, на которых применяются на практике различные активные формы взаимодействия с родителями: педагогический лекторий по вопросам воспитания детей в семье; разбор проблемных ситуаций; психологический практикум; мини-опросы родителей и учащихся и др.
Для учащихся школы и их родителей оформлены стенды по правовой тематике, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, антитеррористической безопасности.
Родители учащихся школы – активные участники всех внеклассных мероприятий. Особенно это относится к родителям учащихся классов со сложным дефектом развития.
Осуществлялся союз науки и практики через методическую работу воспитательского корпуса, реализуемую через работу МО воспитателей.
Основные задачи работы МО:
- систематическое повышение уровня научно-методической подготовки воспитателей;
- изучение и внедрение в практику работы передового педагогического опыта, творческое применение рекомендаций в области образования;
- обогащение новыми, прогрессивными и более совершенными методами и средствами.
Методическое объединение воспитателей в школе-интернате состояло из 12 человек, из которых I категорию имели – 9 человек, II категорию имели – 2 человека.
МО работало по плану, утвержденному в начале учебного года, с учетом анализа предыдущей работы за прошлый учебный год. Работа МО строилась с учетом преемственности и перспективности, осуществлялась разработка занятий и мероприятий, способствующих развитию и коррекции личности ребенка. У всех воспитателей подготовлены материалы по обобщенному педагогическому опыту.
Воспитателями было дано 15 открытых занятий. Открытые воспитательские занятия, представленные коллегам, получили хорошую оценку.
Воспитатели планировали и реализовали свою работу по следующим содержательным блокам:
«Личностное развитие»;
«Развитие творческого воображения»;
«Основы жизнеобеспечения»;
«Профессионально-трудовое воспитание»;
«Основы социализации и общения»;
«Охрана здоровья, физическое воспитание».
Насыщенность блоков строилось по принципу преемственности. Каждому возрасту соответствовал свой материал, учитывающий ведущую деятельность и мотивацию.
Ежегодно, в январе и в мае, воспитатели проводят мониторинг воспитанности детей и составляют сводный график по группе по каждому показателю, что дает возможность определить результативность и приоритеты работы по каждому из направлений. С целью подготовки детей к трудовой деятельности, самостоятельной жизни, их успешной интеграции и адаптации в современном обществе в школе-интернате проводится большая деятельность. Воспитатели работают в тесном контакте с учителями СБО, трудового обучения, которые на уроках продолжают работу по обучению воспитанников основным санитарно-гигиеническим навыкам и правилам самообслуживающего труда.
Положительным результатом работы школы – интерната можно считать:
- внедрение здоровьесберегающих технологий для работы с учащимися;
- более эффективным становится процесс педагогического содействия развитию личности учащихся, познавательного, трудового, нравственного и физического потенциалов;
- целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни учащихся.
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что разработанные и проведенные мероприятия в школе – интернате всегда проходят интересно и увлеченно.
Однако нельзя отрицать и ряд проблем: педагоги и воспитатели не всегда могут сформировать у школьников активную жизненную позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности противостоять вредным привычкам.
Уровень социальной адаптации не слишком высок, учащиеся не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.
Есть необходимость работать над повышением уровня воспитанности учащихся, формировать у детей основы культуры поведения. Ещё не у всех учащихся сформировано чувство сознательной дисциплины. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со сверстниками. В процессе обучения и воспитания имеются трудности в работе с неблагополучными семьями. Продолжает иметь место ряд нарушений дисциплины подростками. А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы должна стать работа, как с детьми, так и с родителями по нравственному воспитанию.
Таким образом, важнейшие задачи воспитания в следующем году – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
На решение этих важных вопросов будет направлена воспитательная работа в новом учебном году.
|